Очарованные Чарондой
В прошлом году на Вологодчине в пятый раз проходил конкурс детского сочинения «Страницы Родины моей!». Организатором его является автономное учреждение культуры «Вологдареставрация».
Свои работы участники посвятили объектам культурного наследия и людям, которые внесли значительный вклад в дело сохранения и развития историко-культурного наследия края.
Одна из работ посвящалась древнему уголку – Чаронде. Автор ее – Арина Половцева из города Череповца. По итогам состязания в возрастной категории от 10 до 12 лет она заняла первое место. Сочинение девочки оказалось очень интересным. Отрывки из него мы публикуем в этой заметке.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
(С. Есенин)
У каждого человека есть Родина. Это слово объединяет традиции, обычаи и культуру народа. Моя Родина – Россия, а любимый город – Череповец. Но рассказать я хочу о своей малой родине, которая дорога мне и моим близким, где провожу лето. Я люблю ее за уникальную природу, самобытность и неповторимость, за необъятные чистые воды озера Воже…
Чаронда… Моя Чаронда. Село? Деревня? Или заброшенный город? Город-призрак, в который не ведет ни одна дорога. Само название говорит о том, что есть здесь что-то уникальное, волшебное. По одной версии Чаронда означает «берег, поросший мхом», по другой – «черандак» – злой дух.
Много секретов прячет от людей это место. По мнению археологов, которые каждый год приезжают в Чаронду, люди здесь селились еще во времена неолита – за пять тысяч лет до нашей эры. Село было основано в XIII веке на берегу величественного озера Воже Онежско-Беломорского водного пути. К XVII веку благодаря расположению оно разрослось до 1 700 дворов. Это был полноценный город с собором, церквями и пристанью.
Чаронда представляла собой небольшой, сухой, поросший соснами участок, со всех сторон окруженный болотами, расположенный на западном берегу огромного, богатого рыбой озера Воже. По нему проходил солидный отрезок беломорского пути и один из самых главных водно-волоковых путей. Из Белого озера волоки поднимались по реке Ухтомице до озера Волоцкое. Там через двухкилометровый перешеек попадали в озеро Долгое, спускались по реке Малая Ухтомица в реку Модлону и уже по ней следовали в озеро Воже. По реке Свидь можно было попасть в озеро Лача, откуда берет начало река Онега, впадающая в Северную Двину. Вот поэтому в X веке Чаронда стала важным перевалочным пунктом.
В XVII-м Чарондская округа представляла собой богатую самостоятельную область. В 1826 году на берегу озера был возведен храм Иоанна Златоуста. В 1878-м по водному пути, который пролегал по реке Онеге, озеру Лача, реке Свидь, озерам Воже и Еломскому, рекам Еломе, Модлоне и Перешне, озеру Перешному, соединительному каналу, рекам Сусле и Порозовицы, Кубенскому озеру, была сооружена и открыта плотина со шлюзом для прохода судов через пороги реки Свидь, очищен фарватер, намечена пристань в Чаронде и других местах. До 1920 года по озеру Воже курсировали груженые пароходы. В то время в Чаронде работали два кирпичных завода и один рыбоперерабатывающий. В дальнейшем из-за недостатка средств на содержание плотины работы прекратились, а время разрушило возведенные сооружения.
Как и многие села России, Чаронду не обошла стороной коллективизация. Население состояло в основном из кулаков и середняков, но это не помешало им вступить в ряды рыболовецкого колхоза и работать на благо государства. В 1941 году мужчины села покинули родные стены для защиты Родины от фашистских захватчиков, а из Ленинграда были направлены беженцы, которых приютили жители Чаронды. Моя прабабушка Анастасия Ивановна освободила зимнюю избу для проживания ленинградцев. Бабушка Лиза, отправив на войну двоих сыновей, которые погибли, не захотела возвращаться домой и осталась в Чаронде. Она до конца своих дней жила в зимней избе, помогала прабабушке Анастасии по хозяйству и в воспитании ее сыновей Игоря и Александра.
В послевоенные годы Чаронда росла и богатела. Труженики села работали в колхозе «15-я годовщина Октября». Он был богатый, и деревня полностью себя обеспечивала. Как рассказывает мой дедушка, в период с 1950 по 1972 год в хозяйстве имелись три конюшни на 50 голов, два телятника на 40 голов, два коровника на такое же количество скота. Молочная ферма, маслобойня, рыбоперерабатывающий цех, где были установлены семь печей для сушки рыбы, коптильня, отделения для соления, а также два ледника для заморозки продукции. Четыре бригады ежедневно на двух рыболовецких катерах ловили рыбу. Поля засевали горохом, пшеницей, рожью, овсом и ячменем. В деревне работала начальная школа, почтамт, медицинский пункт, клуб и магазин.
В 1972 году в связи с распадом колхоза молодое коренное население стало уезжать из Чаронды в города Вологодской и Ленинградской областей, а также другие населенные пункты, где еще существовали коллективные хозяйства. И буквально за 20 лет, с 1990 года, жизнь в Чаронде остановилась. Молодежь вывезла родителей с острова, а те, кто остался, со временем умерли. В настоящее время в деревне проживает постоянно только один житель – Сергей Васильевич Гайдуков. Он вернулся сюда в 2008-м и не захотел больше покидать родительского дома.

С каждым столетием остров менялся. Несмотря ни на что, Чаронда и сегодня остается уникальным заповедным местом. Находясь на западном берегу озера Воже, отделена от большой земли реками Еломой, Модлоной и Еломским озером. Воже именуют еще Чарондским, а землю вокруг него раньше называли Чарондской округой.
Тишина вокруг первозданная! Двери в городскую жизнь здесь плотно закрываются. Редко ступает сюда нога человека. Воздух свеж и ароматен. Место это – кладовая с великими сокровищами, а одно из главных богатств – лес. Испокон веков стоят здесь сосны до небес, подружки-березки шумят листьями, подмигивают гроздьями ягод рябины, за несколько часов до дождя грустит ива, огромные ели держат по ночам луну и звезды.
Сквозь плотную листву деревьев проглядывают птичьи домики. Самое крупное гнездо у орлана-белохвоста. Это целое фамильное поместье, в котором они живут десятилетиями. Глухари и тетерева устраивают весной «театральные представления», которые называют глухариным и тетеревиным током. Утром всех будит своими заливистыми песнями соловей. А если повезет, то можно встретить и других удивительных пернатых.
Невероятно разнообразен мир лесных обитателей. На территории острова можно встретить медведя, зайца, лису и волка. На заросших диким березняком и ивняком берегах озера расселились бобры. Испугать могут неожиданно выползшая черная змея, уж или гадюка.
Щедро преподносит свои дары эта земля. На торфяных берегах растут клюква, брусника, голубика, черника и морошка. На песчаных – смородина, малина, земляника и костяника. Осенью под разноцветным ковром из листьев прячутся грибы – боровики и подберезовики, лисички и волнушки, белые и моховики, да всех и не перечислить.
Когда мы едем на лодке в деревню по бескрайним водам озера Воже, дедушка нам рассказывает о живописных местах берегов острова Чаронда: Поржи, Мыс Алексеево, Голая тоня, Зобый мыс, Лапенская, Бревенник, Стрелица, Бранцевый ручей, Кайбовка, Чолмы. Уже никто не помнит, почему им даны такие удивительные названия. Некоторые истории от прадеда до деда, а от него дошли и до нас.
Вот несколько из них. Проплывая мимо острова Спас, можно увидеть небольшой залив, который превращает водоем в воронку. Когда-то давно рыбаки закинули невод в этом месте. Достав, увидели, что он пуст. Они снова его забросили, но улова вновь не было. Так повторялось несколько раз, но рыбу в этом месте поймать не удалось. Вот отсюда и появилось такое название «Голая тоня», то есть пустые снасти. И до настоящего времени рыба в этом месте действительно не клюет.
Там, где в озеро Воже впадает река Модлона, виднеется мыс в виде стрелы, который выступает на 500 метров за пределы острова Чаронда в воды. Отсюда и название – Стрелица. Первая ягода, которая появляется на чарондских болотах, – морошка. От похода за этим янтарным лакомством никто не отказывается. Путь не близок. Два километра пешком по песчаному берегу. И вот оно, удивительное место под названием «Редко-Шубашное» с большими залежами торфа. Берег такой высокий, что, если подплывать к нему на лодке, приходится делать ступеньки в торфе. Здесь, на болоте, растут редкие сосенки. Вот отсюда и название – Редко, а Шубашное – шубки ягоды морошки.
Такая она – моя Чаронда. Село? Деревня? Или заброшенный город? Для нас она приготовила много загадок, которые только предстоит разгадать. Самобытная, незабываемая… Заставляет восхищаться своей красотой и разнообразием природы, бескрайними лесами, восходами и закатами над озером Воже. Я считаю, что любое село, деревня, город нашей Вологодской области по-своему прекрасны, и Чаронда может быть объектом культурного наследия.
Да, наш остров не обрел известности, но в этом и есть его очарование, пленительность и сила. Для нас этот край – дорогая земля! И наша задача – не прервать традиции предков, сохранить щедрые подарки природы и приумножить ее богатство.
По материалам Арины Половцевой
подготовила Ирина ДЕНИСОВА.