Первая русская кругосветная экспедиция
7 августа 2020 года исполняется 217 лет начала первой в истории российского флота кругосветной экспедиции шлюпов «Надежда» и «Нева» (1803 – 1806 гг.).
В сугубо практические задачи экспедиции входили доставка грузов Российско-американской компании на Аляску и Камчатку, русского посольства в Японию, заключение торговых союзов с Японией и Китаем, продажа принадлежавшей компании пушнины в Китае, закупка чая и других товаров. Попутно надлежало производить географические исследования, для чего прокладывать курс по неизученным маршрутам.
«Ногою твердой стать при море…»
История развития и становления русского морского флота начиналась с Петра I, с той знаменательной поры, когда Россия, «прорубив окно в Европу», твердой ногой стала у моря.
От тех лет осталось немало документальных свидетельств настойчивой устремленности русских мореходов к далеким берегам Тихого океана, к тем окраинным землям нашего Отечества, к которым посуху, преодолевая неимоверные лишения, шаг за шагом продвигались наши служивые и промышленные люди, среди которых много выходцев из вологодской земли. По повелению Петра Великого в 1716 году осуществлен прямой переход судна из Охотска на Камчатку, в 1711–1720 годах проводились исследования Курильских островов, незадолго до кончины в 1725 году предложил он Первую Камчатскую экспедицию под начальством командора Витуса Беринга. Проекты кругосветных экспедиций существовали в эпохи Петра I, Анны Иоановны, Екатерины II, но по разным причинам не смогли осуществиться. Проделанная работа по подготовке их не была бесполезной, она пригодилась при проведении первого русского кругосветного плавания на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием прославленных наших мореходов капитан-лейтенантов Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
Иван Федорович Крузенштерн (1770–1846) – русский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской академии наук, член-учредитель Русского географического общества, автор «Атласа Южного моря». Выпускник Морского кадетского корпуса прошел хорошую морскую выучку. Во время войны со Швецией в 1788–1790 годах участвовал в нескольких сражениях на 36-пушечном корабле «Мстислав», в пленении 74-пушечного шведского флагманского корабля «София-Магдалина». В 1793 году с группой русских морских офицеров, среди них находился и будущий соратник по кругосветной экспедиции, командир «Невы» Юрий Лисянский, командирован в Англию для совершенствования навыков управления кораблем в дальних плаваниях.

Иван Федорович Крузенштерн
Эта традиция происходила со времен Петра Великого – русские офицеры и гардемарины по взаимной договоренности с Великобританией периодически проходили службу на кораблях королевского флота. На английских военных и купеческих суднах Иван Федорович избороздил всю Атлантику, посетил Индию и Китай. В 1803 – 1806 годах возглавил первую русскую кругосветную экспедицию в составе кораблей «Надежда» и «Нева», будучи одновременно командиром «Надежды».
Юрий Федорович Лисянский (1773–1837) – русский мореплаватель, капитан 1 ранга. В неизведанном и полном опасностей плавании, командуя «Невой», проявил себя с самой лучшей стороны, внес достойную лепту в его успешное завершение. Им открыты несколько островов в архипелагах Александра и Гавайском. В биографии обоих мореплавателей немало сходных черт. Выпускник Морского кадетского корпуса Юрий Лисянский также начинал службу на эскадре Балтийского флота, принимал участие в боевых действиях против шведского флота. Служба на кораблях английского флота обогатила его тонкостями морского дела. География его плавания охватывает Северную Америку, Южную Африку, Индию и Китай. Именно на Лисянском остановил свой выбор Крузенштерн, готовясь к столь ответственному и длительному плаванию.

Юрий Федорович Лисянский
Мировой океан, посетив многие страны почти во всех частях света, ознакомившись с жизнью населяющих их народов, наши мореплаватели стали очевидцами обширной торговли, в которой участвовали все европейские народы и из которой исключена была Россия. Как истинные патриоты они не могли равнодушно относиться к этому положению. В январе 1802 года капитан-лейтенант Иван Крузенштерн направил письмо вице-президенту Адмиралтейств-коллегии адмиралу Николаю Мордвинову. Особое внимание в письме Иван Федорович уделил исключительно трудным условиям деятельности Российско-американской компании, занимавшейся главным образом пушным промыслом. Значительную помощь ей, считал мореплаватель, можно оказать ежегодной отправкой морем на Камчатку и в Русскую Америку необходимых материалов для обустройства жизни работников компании. Он был убежден, что можно на месте организовать строительство необходимых для промысла судов, снабжая морским путем местные верфи всеми необходимыми материалами (железо, паруса, канаты и т.д.).
Письмо Крузенштерна получило быстрое и положительное разрешение: последовало повеление императора Александра I оказать содействие исполнению проекта кругосветной экспедиции, главой ее назначить капитан-лейтенанта Ивана Федоровича Крузенштерна. К этому времени жизненные обстоятельства мореплавателя изменились: более полугода прошло, как он женился, готовился стать отцом, планировал уволиться с военной службы. Адмирал Мордвинов объявил Крузенштерну, что если он откажется возглавить экспедицию, то она вообще не состоится. Чувство ответственности за Отечество, стремление быть полезным ему, заставили Ивана Федоровича пойти на определенную жертву, учитывая все опасности предстоящего длительного путешествия.
Подготовка к экспедиции
Успешный исход путешествия во многом зависел от надежности, хороших мореходных качеств кораблей.
Юрий Лисянский с корабельным мастером Разумовым в Лондоне на деньги Российско-американской компании купил два корабля: один, водоизмещением в 450 тонн, назвали «Надежда», второй, в 370 тонн – «Нева». Крузенштерн и Лисянский со всей ответственностью подошли к подбору экипажей кораблей, укомплектованию их всем необходимым имуществом, вооружением и боеприпасами, запасами продовольствия, одежды, медикаментов, особенно противоцинготными средствами. Экипаж «Надежды» состоял из 58 человек и 12 пассажиров, экипаж «Невы» – 47 и 5.
На борту «Надежды» находились: мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями; посол Николай Резанов (для установления дипотношений с Японией) и его свита; ученые Уильям Горнер, Вильгельм Готтлиб Тилезиус и Григорий Лангсдорф, художник Степан Курляндцев.
За несколько дней до отплытия в Кронштадт прибыл император Александр I для осмотра кораблей, которые в первый раз понесут российский флаг вокруг света через сто лет после начала петровских преобразований. Он внимательно осмотрел оба судна и остался доволен подготовкой их к походу. Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года, взяв курс на Копенгаген.
В начале XIX века на картах Атлантического и особенно Тихого океанов белели пятна. Пересекать Великий океан русским морякам предстояло почти вслепую. Корабли должны были идти через Копенгаген и Фалмут на Канары, затем в Бразилию, далее – остров Пасхи, Маркизские острова, Гонолулу и Камчатка, где корабли разделятся: «Нева» отправится к берегам Аляски, а «Надежда» – в Японию. В Кантоне (Китай) корабли должны встретиться и вместе вернуться в Кронштадт. Суда шли по регламенту русского военного флота. Дважды в день (утром и ближе к вечеру) проводились учения: постановка и уборка парусов, а также тревоги на случай пожара или пробоины. Для обеда команды в кубриках опускались подвесные столы, прикрепленные к потолку. За обедом и ужином давали одно блюдо – щи с мясом или солониной или кашу с маслом. Перед едой команда получала чарку водки или рома, а тем, кто не пил, ежемесячно выплачивалось по девять копеек за каждую невыпитую чарку.
Три года и двенадцать дней
7 августа 1803 года «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта. Зайдя в Копенгаген, Фалмут, на Канарские острова, они пересекли Атлантический океан и достигли берегов Бразилии.
26 ноября корабли впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна. На каждом корабле определили матросов, которые играли роль морского Бога. Юрий Лисянский так описал праздник Нептуна: «…Еще ни один российский корабль, кроме «Невы» и «Надежды», не проходил экватора, то, желая отличить сей столь редкий случай, я приказал на каждую артель зажарить по две утки, сделать по пудингу и сварить свежий суп с картофелем, тыквою и прочею зеленью, которая велась у нас от самого Тенерифа, прибавя к сему по бутылке портера на каждых трех человек. В 3 часа пополудни сели мы за стол, при конце коего пили опять за здравие нашего Монарха. В сие время поднят был военный флаг и производилась пальба из всех пушек».
Отличная выучка помогла русским морякам справиться с жестоким штормом у Огненной Земли. Обогнув мыс Горн, шлюпы в густом тумане потеряли друг друга. В Тихий океан «Нева» и «Надежда» вышли порознь, но капитаны предусмотрели этот вариант и заранее договорились о месте встречи – Маркизский архипелаг, остров Нуку-Хива. Но Лисянский решил по дороге зайти еще и на остров Пасхи – проверить, не зашла ли сюда «Надежда». «Надежда» же благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 года вышла в Тихий океан, а ранним утром 24 апреля, на 235-й день плавания, в солнечном мареве показалась земля Нуку-Хива. На четвертый день стоянки к острову прибыла долгожданная «Нева». Уже в Тихом океане еще раз (25 мая) корабли пересекли экватор, следуя с юга на север. После этого «Нева» направилась в Русскую Америку, а «Надежда» – на Камчатку.
Русской Америкой с 1799 по 1867 год назывались владения Российской империи в Северной Америке – полуостров Аляска, Алеутские острова, Александровский архипелаг и некоторые поселения на побережье Тихого Океана. В этом районе в 1799 году была основана «русским Колумбом» – купцом Григорием Шелиховым Российско-американская торговая компания. Она торговала добытыми мехами, моржовыми клыками, китовым усом. Управляющим компании был купец, уроженец города Каргополя Александр Баранов. Одним из его заместителей – уроженец города Тотьмы Иван Кусков (1765–1823 гг.). Иван Александрович дважды возглавлял исследовательские экспедиции на поиски подходящего места для строительства русского поселения в Калифорнии. Его выбор пал на высокий берег небольшой бухты в 70 милях к северу от Сан-Франциско (Форт Росс).
«Нева» благополучно достигла цели и подошла к берегам Аляски 10 июля 1804 года. Пункт назначения – Павловская бухта на острове Кадьяк, столица Русской Америки. В этом же году экипаж «Невы» оказался здесь в самом центре боевых действий. Местное воинственное племя алеутов восстало против русских, перебив небольшой гарнизон форта. Потери русских после штурма укреплений неприятелем составили 8 человек (в том числе трое матросов с «Невы»), 20 были ранены, включая начальника Аляски Александра Баранова. Экипаж зимовал в Русской Америке. Была произведена опись группы островов Кадьяк и залива Ситха. 21 августа 1805 года «Нева», приняв груз пушнины, взяла курс на Макао. По пути были открыты остров, названный именем Лисянского, и два рифа (Нева и имени Крузенштерна).
14 июля 1804 года «Надежда» прибыла в порт Петропавловск-Камчатский, где находилась до 6 сентября. 6 сентября «Надежда» с посольством Николая Резанова двинулась в японский Нагасаки. Корабль Крузенштерна вошел в Нагасаки 8 октября 1804 года. Японцы заявили, что дней через 30 из столицы приедет «большой человек» и объявит волю императора. Но неделя проходила за неделей, а «большого человека» все не было. Спустя полтора месяца переговоров японцы выделили посланнику и его свите небольшой дом. А затем отгородили возле дома садик для прогулок – 40 на 10 метров.
Послу объявили: принять его при дворе нет никакой возможности. Японское правительство не может заключить с Россией соглашение о торговле, потому что закон запрещает отношения с другими нациями (в то время Япония разрешала заход торговым кораблям только Голландии и только в порт Нагасаки). И по этой же причине всем российским кораблям впредь запрещалось входить в японские гавани. Однако император распорядился снабдить моряков провизией и выдать 20 мешков соли, 200 шелковых ковриков и 100 мешков пшена. Дипломатическая миссия Резанова была провалена.
Для экипажа «Надежды» это означало: после многих месяцев на рейде Нагасаки они могут, наконец, продолжить плавание. 5 апреля 1805 года «Надежда» вышла из Нагасаки, прошла Цусимским проливом в Японское море, далее через пролив Лаперуза в Охотское море и 18 августа вернулась в Петропавловский Порт.
Во время плавания Крузенштерн произвел опись западного и северо-западного побережий Японских островов, положил на карту юго-восточное побережье Сахалина, обогнув северную оконечность Сахалина, решил, что это полуостров, повторив ошибку Лаперуза. По дороге Иван Федорович называл открытые мысы именами своих офицеров. Теперь на Сахалине есть мыс Ратманова, мыс Левенштерна, гора Эспенберга, мыс Головачева. Один из заливов был назван именем корабля – залив Надежда. Только спустя 44 года капитан-лейтенант Геннадий Невельской сумеет доказать, что Сахалин – остров, проведя корабль по узкому проливу, который получит его имя. Но и без этого открытия исследования Крузенштерна на Сахалине были весьма значительны. Он впервые нанес на карту тысячу километров сахалинских берегов. 27 сентября 1805 года «Надежда» вышла из Петропавловского Порта.

Маршрут плавания Первой русской кругосветной экспедиции
Следующим местом встречи «Невы» и «Надежды» был определен расположенный неподалеку китайский порт Макао. Иван Федорович прибыл в Макао 20 ноября 1805 года. Военный корабль не мог долго находиться в порту даже с грузом мехов на борту. Тогда Крузенштерн заявил, что намеревается купить столько товаров, что они не поместятся на его судне, и ему необходимо подождать прибытия второго корабля. Но неделя шла за неделей, а «Невы» все не было. В начале декабря, когда «Надежда» уже собиралась выходить в море, появилась, наконец, «Нева». Ее трюмы были забиты пушниной: 160 тысяч шкурок морского бобра и котика. 9 февраля 1806 года «Надежда» и «Нева» покинули китайский берег и взяли курс на Родину. «Нева» и «Надежда» довольно долго шли вместе, но 3 апреля у мыса Доброй Надежды при пасмурной погоде потеряли друг друга. Местом встречи на такой случай Крузенштерн назначил остров Святой Елены, куда и прибыл 21 апреля. Но Лисянского мореплаватель не дождался, здесь он получил известие о начале войны России с Францией. Часть своих артиллерийских орудий Крузенштерн оставил на Камчатке и, чтобы избежать встречи с французскими кораблями в Английском канале (Ла-Манш), выбрал обходной путь вокруг северной оконечности Шотландии в Северное море и далее через Кильский канал – в Балтийское.
Лисянский в районе Азорских островов узнал о начале войны, но все равно пошел через Ла-Манш, рискуя встретить французов. И стал первым капитаном в мировой истории, который совершил рекордный безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня. 2 августа 1806 года «Нева» прибыла в Кронштадт, 17 августа пришла и «Надежда». Экспедиция вернулась, совершив все путешествие за 3 года и 12 дней. «Надежда» не потеряла ни одного человека за все длительное путешествие. Сохранение здоровья людей составляло одну из главных забот Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
Огромный вклад в науку
Первая русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку: она стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов настоящих.
Крузенштерн описал часть Курильских островов, островов Японии и побережья Сахалина.
Появилась новая наука – океанология: никто до Ивана Федоровича не проводил исследования морских глубин. Русским мореплавателям удалось изучить различные течения и открыть межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах. Экспедиция собрала богатые сведения о прозрачности, удельном весе, плотности и температуре морской воды на различных глубинах, климате, давлении атмосферы, приливах и отливах в различных районах океанов и другие данные, которые положили начало новой морской науке, изучающей явления в Мировом океане и его частях.
Участники экспедиции собрали ценные коллекции: ботанические, зоологические, этнографические. Первое кругосветное плавание русских моряков открыло новую эпоху – дальние походы стали обычным явлением в жизни Российского флота. За последующие 30 лет было совершено еще 36 русских кругосветных плаваний, в том числе при непосредственном участии офицеров «Невы» и «Надежды».
Для Академии наук была собрана коллекция образцов флоры и фауны Японии, изделий ремесла, одежды, утвари, что дало мощный толчок научному изучению этой страны в России. Кроме того, экспедиция способствовала знакомству двух соседних народов, подготовила почву для их дальнейшего сближения и подписания Симодского договора о начале торговли в 1856 году.
Император Александр I по-царски наградил Крузенштерна и всех участников экспедиции. Все офицеры получили следующие чины, матросы награждены пожизненной пенсией. Была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия.
В 1815 году Иван Федорович, обобщив результаты экспедиции и других плаваний, составил «Атлас Южного моря», надолго ставший главным руководством для плавания в Тихом океане. Труды Крузенштерна и Лисянского о плавании вокруг света изданы на многих языках. В 1827 году Иван Федорович был назначен директором Морского кадетского корпуса (ныне Морской корпус Петра Великого). Шестнадцатилетняя деятельность его на этом посту ознаменовалась введением в курсы новых предметов преподавания, обогащением его библиотеки и музея многими учебными пособиями и экспонатами. По его инициативе при корпусе был создан высший офицерский класс, который в дальнейшем преобразован в Военно-Морскую академию.
В ноябре 1873 года в Санкт-Петербурге на набережной Невы напротив здания Морского кадетского корпуса был открыт памятник Ивану Федоровичу Крузенштерну. С тех пор у памятника знаменитому адмиралу назначают место встречи выпускники старейшего, первого в России морского учебного заведения.
Николай БАРТИНОВ, контр-адмирал в отставке